• /
  • /

Подходы к разработке сайта — управляем процессом с умом

Картинка сайт не продает
Каждое digital-агентство использует свой подход, который выработался с годами. Он основан на опыте ключевых сотрудников агентства.

В интернет-агентстве нужен полный комплект специалистов: маркетолог, копирайтер, дизайнер, верстальщик, аккаунт-менеджер. Главный курс, по которому идет разработка сайта, определяет руководитель компании. Он когда-то занимал одну из этих должностей и будет строить процесс по известному ему сценарию.

Мы поставили себя на Ваше место и поняли, как сложно, будучи не специалистом в этой сфере выбрать подрядчика на создание или доработку сайта. В этой статье мы хотим поделиться своей картиной подходов к разработке сайта, с которыми сталкиваемся в работе, общаясь с клиентами и коллегами.

Мы упростили описание, чтобы передать суть.

1. Подход программиста, верстальщика, кодера.

Да все они, на самом деле, отличаются, но здесь используем как синонимы.

Основное правило: «Главное — чистый код, соответствующий стандарту».

Еще раз обозначим, что в агентстве может использоваться подход программиста, но при этом в нем работает и дизайнер, и маркетолог и все остальные специалисты, но у руководителя есть опыт в этой сфере и большая часть процессов завязана на работе с кодом.

Код сайта — это та, техническая сторона, которая обычно больше всего непонятна заказчикам. Открыть код любого сайта можно нажав комбинацию «ctrl+u». Можно долго на него смотреть, но если вы в этой сфере не разбираетесь, анализировать не сможете.

В этом подходе специалисты тратят 80% времени на то, чтобы код соответствовал их внутреннему стандарту. Интересно, что код, который считает идеальным один специалист, может быть абсолютно раскритикован другим. Поэтому мы написали «внутренним стандартам». Одно и то же решение на сайте можно технически сделать разными способами и код будет отличаться. Поэтому и происходят разногласия между специалистами.
Плюсы подхода, если Вам попались ответственные ребята:
Выполнены технические требования, сайт «летает». Все знающие люди открывают код сайта и радуются правильным техническим решениям.
Минусы подхода:
Чистый правильный код, скорость загрузки сайта, подходящий движок — действительно важны и влияют на будущие позиции сайта в Яндексе или Google. Но! Не решают главную задачу сайта — продавать, создавать позитивный образ Вашей компании.

Иллюстрация из жизни: «Нам недоделали сайт, он остался на этапе мертвого кода. Никто не хочет дорабатывать за предыдущими» или «Вроде сделали сайт, но внешне сайт улучшить не получилось и тексты полностью перенесены со старого сайта, продажи не выросли».

Текстам и дизайну уделяется мало внимания или вообще не уделяется. Вас никто не расспрашивал о компании, чтобы выяснить реальные сильные стороны компании.

2. Подход дизайнера

Основное правило: «Главное, чтобы сайт внешне нравился клиенту, выглядел современным».

Дизайн — визуальная составляющая сайта. Дизайн всегда субъективен.
В этом подходе вам гарантируют уникальный дизайн (не шаблон). Специалисты предложат интересные решения. Обычно у такого агентства очень эффектный сайт с привлекательной анимацией.
Плюсы подхода, если Вам попались ответственные ребята:
Удобный, графически приятный сайт. При выполнении требований на сайте приятно находиться.
Минусы подхода:
Сложные дизайнерские решения часто замедляют код страницы. Сайт может грузиться долго. Анимации отвлекают от текста. В итоге — ваш сайт заметят, запомнят, но в голове пользователя будет только картинка, а не Ваша компания, её конкурентные преимущества.

Дизайнеры часто предрасположены к допущению ошибок в удобстве сайта, соблюдении логики. Это творческие люди, стремящиеся создать красивый эффектный продукт. И когда допущены ошибки удобства, то на сайте сложно найти нужную информацию.

Текстам обычно, также, как и предыдущем подходе, уделяют мало внимания. Их либо запрашивают полностью у Вас, либо копируют с других сайтов или пишут минимум текста который вписывается в дизайн.

3. Подход контент-маркетолога или комплексный

Основное правило: «Контент и ваша компания в центре внимания».

Главная задача в этом подходе — сделать сайт, который явно выделит компанию на рынке концептуально, сутью. Через факты о компании, лица, персонализацию на сайте. Специалисты делают это через тексты и дизайн.

Контенту уделяется 80% времени. Тексты — ядро сайта. Их читают ваши потенциальные клиенты, конкуренты, действующие заказчики, инвесторы. Разработка строится вокруг позиционирования вашей компании, товаров или услуг.
В этом подходе изучению компании уделят много времени. Активно используется метод подробных интервью.

Обычно на сайте такого агентства понятные человеческие тексты. Но технические и дизайн-требования также актуальны и полностью выполнены.

Технические требования к коду в этом подходе:
• Быстрая скорость загрузки сайта.
• Адаптивность под разные устройства: ПК, планшет, мобильные устройства.
• Правильное отображение во всех браузерах.
• Надежный хостинг, который должен обеспечить бесперебойную работу сайта.
• Обеспечить работу всего функционала: формы, слайдеры, калькуляторы и прочие решения.

Дизайн требования:
• Визуально сайт должен включать элементы персонализации фирмы, то есть состоять из лиц, названий и фотографий оборудования, товаров компании.
• Дизайн не должен отвлекать от текста.
• Соблюдать единый стиль.
• Соблюдать правила usability (удобства). Они описывают как расположить элементы на сайте, чтобы пользователь быстро нашел интересующую информацию. И опытные дизайнеры знают эти правила.
Плюсы подхода, если Вам попались ответственные ребята:
Сайт выполняет свои задачи. Вы получаете готовый сайт с уникальными сильными текстами. На него можно смело настроить рекламу, и он принесёт заявки.

Помимо кода, дизайна и уникальных текстов проводятся базовые SEO работы, конкурентный анализ торговых предложений, сильных сторон сайтов конкурентов. Закладывается стратегия продвижения и главное — развития сайта.

Сайт нравится поисковым роботам, и он почти сразу получает ТОПовые позиции в Яндексе и Google. Вам остается только поддерживать сайт в актуальном состоянии и для наращивания трафика, добавлять полезный контент.
Минусы подхода:
Встречается довольно редко, потому что таких специалистов мало. Распознать при общении с подрядчиками сложно, потому что ВСЕ сейчас заявляют, что у них комплексный подход.

На деле — далеко не все так работают, потому что берут много проектов и на тщательную проработку не выделяется много времени.

Высокая цена разработки, но зато заплатили один раз и надолго.

4. Подход аккаунт-менеджера, менеджера по продажам

Основное правило: «Сделать сайт быстро и убедить клиента, что всё будет работать».

Разработка строится по схеме: договор -> вы заполняете общий бриф -> согласование дизайна -> верстка. Наполнением занимаются уже после публикации сайта, привлекая копирайтера, который общаться будет не с Вами напрямую, а со специалистами агентства. Копирайтер напишет тексты как у всех. В них нет индивидуальности компании заказчика.

Эти специалисты сильны в общении с клиентами и никогда не противоречат. Для них самое важное, чтобы Вы были довольны. Но Вам не предлагают экспертных решений, Ваши предложения не анализируют, а сразу принимают.

На рынке таких компаний очень много. Наверное, это связано с предприимчивостью менеджеров.
Плюсы подхода, если Вам попались ответственные ребята:
За небольшие деньги в короткие сроки Вы получите сайт и приятное общение. Выполняется любое Ваше пожелание.
Минусы подхода:
Дизайн и верстка могут оказаться достойными или содержать много ошибок. Так происходит потому что основатель компании (бывший менеджер по продажам или аккаунт-менеджер) не имеет достаточных знаний, чтобы выбрать и проверить действительно опытного специалиста.

Разработку ведет специалист без глубинных знаний маркетинга и SEO. Нет стратегий роста.

После публикации сайта придётся тратить время и силы на формирование правильных смыслов и текстов, так как контент — слабый.

Выводы

Мы старались донести просто, поделиться распространёнными вариантами подходов, с которыми сталкиваемся и видим на рынке интернет-маркетинга.

Мы работаем по подходу контент-маркетолога (комплексно) именно потому, потому что знаем, как делают сайты в студиях другого типа и нам не нравится результат этих подходов. Нам нравится, и мы делаем сайты для компаний, которым есть что рассказать . Распространенная проблема среди них — их сайты совершенно не передает всю силу компании.

Внимательность к мелочам удваивает результаты. Наши сотрудники в работе руководствуются принципом «делать как для себя». То есть, если специалист видит, что нужно приложить немного больше усилий, но получится более крутой результат, то он это обязательно сделает и не проигнорирует. Подробнее об управлении разработкой читайте в статье «Управление созданием сайта: концепция и стратегия, контроль, ответственность, ошибки».

Наши рекомендации до заключения договора с подрядчиком

1. Обращайте внимание на риторику — как описывают будущий сайт потенциальные подрядчики? Они говорят о внешнем (красивый, современный, UX и т.д), о технической стороне (быстрый, валидный, проверенный движок и т.д.)? Берут ли они на себя подготовку нового уникального контента на основе фактов о Вашей компании? Будут ли они интервьюировать Вас, и сколько раз? Невозможно все выяснить за одну-две встречи.

2. Запросите подробный план работ и проанализируйте этапы. Там что-то есть об анализе конкурентов? О составлении стратегии? О новом контенте? По каждому из этих этапов можно запросить отчет. Вы как маркетолог или собственник бизнеса сможете проверить эту работу и оценить компетенцию, запросив пример подобного отчета.

3. Не стесняйтесь задавать вопросы и проверять информацию. Не бойтесь показаться не компетентным. Грамотные специалисты всегда могут объяснить сложные вещи простыми словами. А если вы слышите только заумные термины, значит человек сам не понимает сути.

4. Заранее определите задачи и цели, которые ставите перед бизнесом и подумайте, как решить их с помощью сайта.
Сайт — не должен быть самоцелью. Чего Вы ожидаете от сотрудничества? Компетентные специалисты всегда об этом спрашивают, потому что у них в этой сфере больше вариантов решения. Обозначив проблему, может оказаться, что сайт то и не нужен, а, например, подойдет лендинг, интернет-магазин или просто реклама в соцсетях.

5. Узнайте кто будет вести разработку. Скорее всего Вы получите ответ: «маркетолог», но проблема в том, что этим маркетологом может оказаться аккаунт-менеджер, который не знает основ SEO и контент-маркетинга. Попросите встречу с ним, чтобы узнать какие сайты проектировал именно он, как он видит Ваш сайт, как он будет работать над позиционированием.

Подробнее об процессе разработки читайте в статье «Пошаговое создание сайта: инструкция и этапы — подробное руководство».