• /
  • /

Управление созданием сайта: концепция и стратегия, контроль, ответственность, ошибки

Управление созданием сайта лучше доверить специалистам, должностные обязанности которых состоят в развитии компании — маркетологам, PR-менеджерам, руководителям отдела продаж. Он должен понимать бизнес-процессы, хорошо знать компанию и продукт. У него должно быть представление о позиционировании предприятия на рынке.

Статья содержит рекомендации по созданию сайта для этого специалиста.

Концепция и стратегия создания сайта

Стратегия создания сайта
Стратегия — описание достижения долгосрочной цели. У нас стратегия создания сайта подготавливается ещё до сделки. И на этапе выбора подрядчика мы рекомендуем запрашивать стратегию.

Например, заказчик ставит цель — увеличение прибыли. Новый веб-сайт без трафика не даст нужного результата, поэтому в стратегию нужно включить информацию о том, какие каналы продвижения использовать, какие типы таргетинга подойдут лучше всего. В стратегии также описан процесс разработки под конкретного клиента. Важно, чтобы всё было описано понятным языком. Если что-то вызвало затруднения, обязательно нужно выяснить детали.
Концепция создания сайта
Концепция создания сайта — это видение будущего сайта, идеи развития и гипотезы. Наш маркетолог формирует концепцию после сбора всей необходимой информации от клиента, анализа конкурентов и отрасли. Весь позитивный опыт и полезные решения нужно перенять, трансформировать и подумать — как мы можем сделать ещё лучше и удобнее?

Первые наброски концепции появляются в прототипах для дизайнера. Прототип — наброски структуры страниц. Дизайнер профессионально оценивает и может внести свои корректировки.

Демонстрация концепции заказчику происходит через первые макеты дизайна сайта.

На макетах презентуем функционал сайта, структуру, навигацию, объясняем для чего служит каждый элемент. Говорим об идеях развития и какой закладываем потенциал на будущее.

Контроль создания сайта

Степень вовлеченности в процесс разработки зависит от того, насколько вы доверяете подрядчику и от порядка, установленного в студии. Например, есть агентства, где будут выполнять всё, что вы захотите, главное, чтобы вы были довольны. Звучит классно и контролировать почти ничего не надо. А на практике — у заказчика нет профессионального опыта в сфере создания сайтов, нет знаний, он опирается только на интуицию. Риск принять неверное решение высок. Так каким должен быть контроль создания сайта? Наши рекомендации:
  • 1
    Контролировать то, в чем не разбираешься сложно и неэффективно. Придется минимально разобраться в процессе. Изучите этапы создания сайта. Мы написали подробную статью в которой рассказали о разработке со стороны заказчика. Рекомендуем ознакомиться.
  • 2
    Запросите примерные сроки на каждый этап работы. Следите за датами.
  • 3
    Оперативно предоставляйте всю запрашиваемую информацию. Это важно для выполнения сроков! Активные исполнители, как мы, постоянно на связи, много задают вопросов.
  • 4
    Проверяйте тексты на фактическую достоверность, уникальность и стиль. Первые тексты на согласование точно должны пройти эту проверку, так вы поймете сразу насколько ответственно исполнитель относится к своей работе. При необходимости, задействуйте экспертов своей компании, чтобы проверить факты. Уникальность можно проверить сервисом content-watch.ru/text. Стиль glvrd.ru — сервис покажет насколько качественно написаны тексты. Перед согласованием текстов с заказчиком, мы всегда проверяем свою работу через эти и другие сервисы.
  • 5
    Проверяйте выполнение любых поставленных задач непосредственно на сайте. Например, вы ставите задачу изменить что-то в тексте, получаете ответ «сделано». Проверьте обновление на сайте, предварительно нажав ctrl+F5.
  • 6
    Дизайн — творческая часть процесса. Контролировать её сложнее всего и делать это нужно очень мягко. Если над макетом работал настоящий профессионал, вы можете всё испортить своим непрофессиональным видением. Но и как не пропустить откровенную халтуру? Мы разработали чек-лист для базовой проверки. Можете запросить его у нас по почте, чтобы узнать о процессе работы над дизайном заранее. Например, наши дизайнеры перед созданием макета изучают аналитику старого сайта, если она есть. Смотрят как взаимодействуют пользователи с элементами. Собирают нужную информацию о бизнесе, изучают примеры успешных конкурентных решений. Делают небольшой тест на небольших группах людей. Эти работы не видно заказчику. Итоговая работа — результат не только творческого потока.
Что делать, если вам не нравится макет? Попросите аргументацию. Дизайнер должен объяснить каждое свое решение. Наши дизайнеры с удовольствием презентуют свою работу, при необходимости.

Ответственность

Перед своим руководством вы отвечаете за процесс и результат. Наверняка вы не хотите отвечать за ошибочные решения для создания сайта, поэтому следует тщательно отбирать с кем работать.

Мы встречали разные подходы к разработке и заметили, что часто ответственность за создание сайта ложится на заказчика. Например, в тарифах веб-студий часто встречается почасовая оплата. Задачу, которую вы ставите оценят в часах и выставят счет. Складывают часы всех задействованных специалистов. Оценка происходит интуитивно. Плюс какое-то время на риски. Но в зависимости от компетенции оценка будет разной. Например, продвинутый верстальщик оценит задачу в 2 часа, а новичок в 4. Разница в цене для заказчика будет в 2 раза. Допустим для вашей компании это дорого, и задача откладывается. В итоге на сайт не внедрили что-то правильное и нужное. Это честно? Мы уверены, что нет. И время, затраченное на задачи, никогда отдельно не считаем. Ответственность за результат мы берем на себя и не важно сколько времени займет выполнение задачи.

Другой пример, когда ответственность за прототип и дизайн перекладывают на заказчика. В итоге к согласованию макета дизайна приходится относится гиперответственно. Потому что заказчики на горьком опыте знают, что потом за любые «шаг вправо, шаг влево» придется платить.

Разумеется, менять ключевую концепцию несколько раз за время разработки нельзя, но правки должны быть возможны на протяжении всего проекта. Так как никто не знает заранее точной реакции, оценить нравится сайт клиентам или нет можно только на конечном этапе. И если уже после публикации с каким-то блоком не взаимодействуют, а задумывалось иное, то нужно изменить блок. Тогда получится качественно другой результат.

Ошибки при создании сайта

Анализ создания веб сайтов показывает, что на каждом этапе разработки могут быть допущены ошибки, которые сильно испортят результат. Чем больше опыта, тем меньше вероятность их допустить. Вот часто встречающиеся ошибки:
  • 1
    Выбран неверный тип сайта. К примеру, вы считаете, что под задачу нужен интернет-магазин, а при выяснении всех деталей оказывается, что нужно было создать сайт-каталог. В итоге вы переплатили, пользователям нужен другой функционал, итог — сайт не выполняет своей задачи.
  • 2
    Запутанная навигация сайта. Это когда вы долго не можете найти нужную информацию. Причин несколько: избыточная вложенность, нарушена логика в структуре, отсутствие нужных разделов. Или, например, часто на медицинских сайтах много узкоспециализированной лексики в названии пунктов меню.
  • 3
    Дизайн, который создает проблемы, вместо того, чтобы их решать. Большое количество ярких мелькающих элементов затрудняют восприятие контента.
  • 4
    Слабые тексты, в которых нет вашей компании. Такое случается, когда тексты пишут без глубокого изучения бизнеса клиента. В текстах тоже должны быть: позиционирование, уникальное предложение, настоящие преимущества. Через текст происходит заочное консультирование.
  • 5
    Отсутствие персонализации через визуал. Сайт — отражение компании, а значит на нем должна быть фотографии: сотрудники, оборудование, продукт, офис. Пользователи воспринимают вас не как виртуальный обезличенный образ, они видят людей.
  • 6
    Лишние шаги для получения нужной информации.
  • 7
    Кривое отображение элементов. Это техническая ошибка, которая влияет на восприятие сайта в целом.
  • 8
    Долгая загрузка сайта. Мало кто готов подождать, когда загрузится страница. Ожидание вызывает раздражение.
  • 9
    Отсутствие мобильной версии. Большинству бизнесов это нужно, а у кого-то основной трафик идет именно с мобильных устройств. Нужно позаботиться об удобстве пользователей.
Ошибки при создании сайта влияют на итоговый результат, предусмотреть заранее абсолютно всё невозможно. Важно найти специалистов, которые при обнаружении ошибки быстро исправят её и не станут перекладывать ответственность на заказчика.